Программа подготовки немецкой пехоты менялась в ходе войны. Общее время на подготовку значительно сократили, повысив при этом ее интенсивность. Генерал Людендорф не был сторонником жесткой муштры, которую он сравнивал с дрессировкой собак. (Подобного мнения Людендорф придерживался и в отношении методов "дисциплинирования" солдат, применявшихся в недавнем прошлом.) Генерал подчеркивал, что бесконечная муштра просто лишает молодых людей индивидуальности,
Пехотные батальоны большинства воюющих стран действовали развернувшись в линию с примерно равными интервалами между стрелками. Подобная тактика влекла за собой высокий уровень потерь, но это никого не смущало: погибших всегда можно было заменить новобранцами. Когда английские пехотные батальоны отводились с фронта в тыл, то для пополнения их часто отправляли в центральные казармы, где вопросами пополнения занимались назначенные офицеры, а не офицеры батальона. Французская пехота также получала пополнение под надзором офицеров, назначенных генеральным штабом. Однако немецкие солдаты оставались под контролем своих командиров все время, в том числе и при получении пополнения. На протяжении обеих мировых воин немецкая армия отличалась наибольшей спаянностью между рядовыми солдатами. Каждый полк комплектовался выходцами из одного города или района, причем несколько офицеров и унтер-офицеров оставались в том городе и готовили новых солдат. Во время войны унтер-офицеры полка возвращались в свой гарнизон и контролировали подготовку солдат. Раненные солдаты после выздоровления всегда направлялись служить обратно в свою часть.
Перед войной немецкая пехота не имела равных по уровню подготовки. Конечно, ветераны английского экспедиционного корпуса превосходили обычных немецких пехотинцев, но таких дивизий у англичан было всего шесть, в то время как немецкие пехотные дивизии все имели одинаково высокий уровень. В августе 1914 года немецкая армия насчитывала четыре миллиона солдат. Практически все они были потеряны к 1917 году. Именно этот год большинство немецких офицеров называют годом гибели немецкой довоенной армии. Но несмотря ни на какие потери немецкие пехотинцы всегда были лучше подготовлены, чем пехота стран Антанты. Даже к концу 1918 года от четверти до трети личного состава немецкой армии составляли солдаты, начавшие службу еще до войны, в то время как немногие английские роты имели в составе одного-двух ветеранов, служивших до 1914 года. Во французских частях дело обстояло также, как и в английских - ведь довоенная тренировка французских солдат с построением в тесную цепь в первые месяцы войны значительно облегчала работу немецким пулеметчикам.
Немецкие офицеры переучивались в ходе войны. Осенью 1916 года немцы начали разрабатывать новую оборонительную тактику, главным образом из-за ужасающих потерь понесенных в результате английского артиллерийского огня. Традиционно немцы держали в передовых траншеях всех солдат и старались не уступить противнику ни клочка контролируемой территории. Такая тактика дорого обходилась пехоте. Начиная с сентября все младшие офицеры постепенно прошли месячные курсы, где им разъяснили принципы новой гибкой оборонительной тактики. Результаты переподготовки офицерского состава не замедлили дать свои плоды в 1917 году.
Вторая кампания по переподготовке солдат была предпринята зимой 1917/18 годов. Пехотинцы обучались меткой стрельбе - искусству, утраченному пехотой всех воюющих на Западном фронте армий. К февралю 1918 года батальоны ударных дивизий проводили время, совершая марш-броски, проходя за сутки до 60 км - именно такая скорость требовалась в первые месяцы войны (Например, в период с августа по сентябрь 1914 года 35-й стрелковый полк за 27 дней прошел более 600 км, проведя за это время 11 боев.). Благодаря подобным темпам немцы смогли при прорыве итальянского фронта под Капоретто овладеть инициативой и не дать противнику времени для перегруппировки. Нагрузка на пехоту превосходила всякие нормы, поскольку немецкая армия испытывала острую нехватку лошадей, а автомобильный транспорт в армии был скорее экзотикой. Поэтому каждое артиллерийское орудие перевозилось при помощи четырех лошадей, а половина пехотных пулеметов переносилась вручную.
Успех в марте 1918 года объяснялся отличной подготовленностью немецких штурмовиков. Батальоны многократно отрабатывали атаки на учебных линиях обороны, полностью отвечавшим реальным целям. Офицеры и старшие унтер-офицеры имели крупномасштабные детализированные карты, созданные на основе самых новых материалов аэрофотосъемки. При подготовке широко использовали боевые боеприпасы, иногда это приводило к нежелательным результатам:
"Мы проводили учебную атаку на оборонительные укрепления со сложной траншейной системой, используя боевые гранаты, учитывая уроки битвы под Камбрэ... при этом наша часть понесла некоторые потери... Пулеметчик из моей роты меткой очередью срезал с лошади офицера из другой роты, наблюдавшего за ходом учений. К счастью раны оказались несмертельными."( Ernst Juenger, "Storm of Steel" (London, 1929)).
Наставления, по которым шла подготовка пехоты в 1918 году, были созданы на основе руководства для штурмовых батальонов. Причем в пехотных наставлениях ни слова не говориться о штурмовиках -подразумевалось, что каждый пехотинец теперь рассматривается как штурмовик. Теперь основной тактической пехотной единицей было отделение. Если раньше существовал топографический символ, означающий стрелковую цепь, то теперь на немецких тактических картах стали появляться символы, означающие отделение стрелков, пулемет или миномет. Шесть из 18 отделений пехотной роты располагали ручными пулеметами.